От земли к небу со времен Древнего Египта
Osiris was also the corpse of the sun god, and so they were flip sides of the same coin. This was not a logic bomb for the Ancient Egyptians because Osiris and Re were simply two faces of the same entity, like the Christian trinity of the Father, son, and Holy Ghost. Every night, Re visited Osiris and reunited with his corpse, which powered him up to make the sun rise the next day. The Egyptian model of the afterlife imitated this cycle: the deceased’s soul was reborn daily like Re, and reunited nightly with its corpse.
Jodi Picoult
The Book of two ways
Мифология Древнего Египта для меня стала открытием несколько лет назад, и чем больше я погружаюсь в нее, тем больше удивляюсь современности мысли и концепций людей того времени. Часто кажется, что раз у нас совершенно другие технологии, то и мысли должны быть иными, но это большое заблуждение. Равно как и считать, что мы сейчас знаем больше о себе, чем наши предки много тысяч лет назад. Мне кажется, общий базис знаний остается прежним, просто называется иначе и больше опирается на доказательства, чем ранее – на интуицию. Иначе как объяснить наличие одних и тех же нарративов в совершенно разных верованиях или непреходящую актуальность религиозных текстов многовековой давности.
Интересно сопоставлять космологию людей, живущих более 5тыс лет назад, и нас и понимать, что базис так и не поменялся. Меняются герои, терминология, антураж, но общая суть остается все той же: человек размышляет о бесконечности и надеется на вечную жизнь, существование которой доказывает себе через свое божественное начало, веря в возможность соединения своей бесконечной души с ее вечным праотцом. Интересно, что верховное божество часто мужчина. Возможно, он как образ первозакония, главных правил, по которым уже потом начнется рождение детей и воздвигнется мир. В Библии говорится о Слове, которое было у Бога. Для меня очевидно, что Слово равно закон. В одной из версий египетской мифологии, мемфисской, тоже говорится о создании мира из слова богом Птахом. Видимо, не только принцип троицы взят христианством у Древнего Египта.
В религиозном дискурсе человек после смерти хочет вернуться к своему небесному создателю, закончив свой земной путь, начавшийся от рождения земной матерью. Это наводит на размышления о развитии отношений от дуальных (соединения с матерью-землей) к триангулярным (переходу к новому себе, воскресшему, познавшему, принявшему высший закон). Путь от земли к небу – это путь праведника, который должен научиться не разрушать (т.е. не грешить) и познавать себя (т.е. совершать религиозные практики и читать религиозные тексты). Иными словами, нужно пройти от земного, тленного, захватывающего страстями, к свободному, небесному, способному разделить, успокоить, упокоить, слиться с первоначальным Словом. Пройти путь от жизни к смерти. Где смерть – освобождение. Как у древних египтян – освобождение своей души-птицы Ба.
В мифологии Древнего Египта красиво соединяется образ Осириса и Ра, и мне очень нравится, как это лаконично собрано в отрывке, взятом в качестве эпиграфа: возрождение души как солнце-Ра и смерть его ночью, возвращение в облик Осириса, бога мертвых. Бесконечный круг жизни, с рассветом и закатом – это и как метафора бесконечной надежды, и как аллюзия на вечную жизнь. В психоаналитическом аспекте для меня это как соединение влечений к жизни и смерти: только вместе они дают импульс к проживанию. Только спускаясь к Осирису, Ра может взойти на небосводе.