Почему мы делим мир на черное и белое и видим в людях либо героев, либо злодеев

Статья | Психическое здоровье

Позвольте, я расскажу вам историю одного человека. Он был сыном незамужней матери, которая после его рождения на два месяца оставила его в приюте. Лишь по настоянию деда — отца молодой мамы — их обоих забрали домой. Всю свою юность этот парень рос, веря, что его мать на самом деле его старшая сестра. Детство его было наполнено жестоким эмоциональным и физическим насилием. Неудивительно, что он вырос чрезвычайно застенчивым ребенком с серьезными трудностями в общении, из-за чего постоянно становился объектом насмешек.

Но несмотря на все это, он стал вице-президентом молодежной программы. Он рано начал зарабатывать, разнося газеты и подстригая газоны. Повзрослев, он поставил себе цель добиться успеха. Он тщательно следил за своей внешностью, развил хороший вкус, стал душой компании и овладел превосходными навыками общения. Он изучал право, получил степень по психологии и обладал острым чувством юмора. В какой-то момент он решил с головой уйти в политику. Он был человеком разносторонних интересов; одним из его увлечений были лыжи, и он стал в этом деле довольно опытным. А однажды он спас тонущую племянницу своего друга. Если бы не он, девочка бы точно погибла. Какое-то время он даже работал на телефоне доверия, вероятно, спасая там человеческие жизни.

Этого человека звали Тед Банди. Американский серийный убийца, насильник и некрофил. Один из самых известных преступников конца XX века.

А теперь я хочу рассказать вам другую историю. О женщине, которая была глубоко верующей. Она яростно выступала за законодательный запрет разводов и повторных браков. По иронии судьбы, в тот же год одна из ее близких подруг, которая всегда ее поддерживала, сама решилась на развод. Эта женщина была категорической противницей контрацепции и абортов, называя их «главной причиной разрушения мира в наши дни».

Она открывала хосписы, где гигиена, по свидетельствам очевидцев, была на ужасающем уровне: простыни в пятнах, иглы использовались повторно. К тому же, было обычной практикой привязывать немощных людей к кроватям. Она насильно крестила умирающих, не спрашивая их согласия. Ее главной целью была не социальная помощь как таковая, а распространение христианства. Однажды она сказала: «Опасность в том, что нас могут принять за социальных работников, хотя вся наша деятельность — это лишь выражение нашей любви ко Христу». Ее благотворительная организация получала миллионы пожертвований, но большая часть этих денег не шла на улучшение условий в хосписах. Средства направлялись в церковные фонды. Стены в ее приютах были увешаны ее собственными фотографиями в дорогих рамах, словно это были святыни, хотя эти деньги можно было потратить на медикаменты. Она искренне верила, что страдание приближает людей к Богу.

Эту женщину зовут Мать Тереза. Всемирно известная гуманитарная деятельница, причисленная к лику святых.

Дискомфорт серой зоны

Заметили, что вы почувствовали, когда узнали имена этих людей? Вероятно, в обоих случаях вы испытали то, что психологи называют когнитивным диссонансом. Как только положительные черты Теда Банди были перечеркнуты его чудовищной сущностью, они будто перестали существовать. И наоборот, как только вы узнали о спорных фактах из жизни Матери Терезы, ваше светлое представление о ней, скорее всего, пошатнулось и окрасилось тревогой.

Причина в том, что нам, людям, невероятно трудно справляться с противоречиями. Мы инстинктивно тянемся к простоте. Нам хочется, чтобы все было либо черным, либо белым. По правде говоря, такое мышление — это защитный механизм, который мы используем, чтобы чувствовать себя в безопасности. Кажется, наш разум просто не способен принять, что никто и ничто не является абсолютно хорошим или абсолютно плохим. Мы не можем смириться с мыслью, что одно не отменяет другое.

Частью взросления и развития зрелого сознания является переход в пространство, где мы учимся принимать тонкие различия и мириться с противоречиями. Поначалу это вызывает ощущение, будто вас разрывает на части. Но именно это внутреннее «растяжение» и сигнализирует о личностном росте. Когда мы признаем противоречивую правду и растягиваем свое сознание настолько, чтобы удержать обе противоположности, происходит настоящее расширение. Мы перестаем отождествлять себя лишь с одним полюсом и выходим из ловушки мышления «или-или».

Механизм расщепления: от святого до монстра за один шаг

Пока мы не научимся этому, мы будем продолжать делить мир на черное и белое. Вы видите это в предвзятых новостных заголовках. Вы слышите это в том, как люди говорят о своих близких. Вы замечаете это в своих собственных мыслях. Мы склонны либо демонизировать, либо идеализировать, осуждать или восхвалять, искажая любую информацию, чтобы она вписалась в выбранную нами — черную или белую — историю.

Эта тенденция приводит к «расщеплению». Расщепление — это крайняя форма черно-белого мышления. Это защитная реакция нашего сознания, когда оно не может справиться со всей этой беспорядочной, запутанной смесью добра и зла. Когда мы не можем вынести смешанные чувства, путаницу и тревогу, мы раскалываем наше восприятие на два лагеря: абсолютно хорошее и абсолютно плохое.

В тот момент, когда мы это делаем, мы видим ситуацию, другого человека или самих себя либо идеальными, либо ужасными. Наш коллега либо гений, либо полный бездарь. Вещи либо «всегда» происходят, либо «никогда». Мы либо любим что-то, либо ненавидим. Не остается места для полутонов.

Самое коварное в этом механизме то, что он заставляет нас качаться из одной крайности в другую. В один момент кто-то делает что-то хорошее, и мы видим в нем прекрасного человека. А через десять секунд он совершает ошибку, и мы тут же думаем: «Ах, так он всегда был ужасным!» Любая новая информация, противоречащая текущему «черному» или «белому» образу, может полностью стереть наш предыдущий опыт.

Это расщепление влияет даже на нашу память. Когда мы находимся в режиме «все хорошо», мы с легкостью вспоминаем только положительные моменты. Но стоит переключиться в режим «все плохо», как в голову лезут исключительно негативные воспоминания. Более того, мы можем даже взять светлое воспоминание и исказить его, чтобы оно соответствовало текущему мрачному настроению.

Как научиться видеть мир в цвете?

Если вам трудно справляться с противоречиями, если смешанные сигналы выбивают вас из колеи, я хочу, чтобы вы задали себе один вопрос: «Что страшного в том, что обе правды существуют одновременно?»

Что это будет означать для вас? И почему это может быть так пугающе?

Например, получив негативную информацию о человеке, которого вы считали хорошим другом, вы можете ответить себе: «Тогда я не буду знать, чему верить. Я не смогу защитить себя, если не смогу предсказать, что он сделает». Страх кроется в потере контроля и чувства безопасности.

Если человек упорно держится за одну крайность, значит, там он чувствует себя в безопасности. Видеть в ком-то монстра, игнорируя его хорошие стороны, может быть выгодно: на его фоне вы кажетесь хорошим человеком, заслуживающим любви. А видеть, например, свою мать «идеально хорошей» — значит, можно ей доверять, не нужно быть начеку и не испытывать боли от ее несовершенства.

Понимание того, что застревание в крайности дает вам иллюзию безопасности, — это уже огромный шаг. Если вы ловите себя на мыслях «все ужасно» или «все прекрасно», на словах «всегда» или «никогда», попробуйте сознательно поискать информацию, которая бросает вызов этому черно-белому мышлению.

Если вы поймали себя на негативном взгляде на себя, попробуйте найти в себе что-то положительное. Если вы говорите «он всегда так делает», вспомните хотя бы один случай, когда это было не так. Речь не о том, чтобы отрицать свои чувства. Речь о том, чтобы дополнить свою текущую точку зрения. Объективность — это не что иное, как смесь разных субъективных взглядов.

Иногда для этого нужно сначала выйти из режима «бей или беги». Когда мы в стрессе, часть мозга, отвечающая за ясное мышление, практически отключается. Важно заметить свое состояние, успокоить нервную систему, чтобы страдание не загнало нас в тотальный негатив, а неуверенность не заставила притворяться, что все прекрасно. Принять противоречивость мира и людей в нем — значит обрести целостность и внутреннюю опору, которая не зависит от того, черная сейчас полоса или белая.

Литература:

  • Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: Ювента, 1999.
    (Фундаментальная работа, объясняющая психологический дискомфорт, который испытывает человек, сталкиваясь с противоречивой информацией или убеждениями, что является центральной темой статьи.)
  • Хитченс, К. Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и на практике. — М.: Поколение, 2008. (Оригинал: Christopher Hitchens, The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)
    (Книга представляет собой развернутую критику деятельности Матери Терезы и ее организации, предоставляя фактическую основу для примера, использованного в статье для иллюстрации противоречивости человеческой натуры.)
  • Рул, Э. Убийца рядом со мной. Мой друг — серийный маньяк Тед Банди. — М.: Эксмо, 2019. (Оригинал: Ann Rule, The Stranger Beside Me)
    (Биография Теда Банди, написанная человеком, который лично его знал. Книга наглядно демонстрирует, как внешне обаятельный, умный и «нормальный» человек может оказаться чудовищным преступником, что служит ярким примером двойственности, обсуждаемой в статье.)
  • Кернберг, О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. — М.: Класс, 2000.
    (В этой работе один из ведущих психоаналитиков мира подробно описывает механизм психологической защиты «расщепление» (splitting), который характерен для пограничных личностных расстройств, но в менее выраженной форме встречается у многих людей. Это напрямую подтверждает объяснение черно-белого мышления в статье.)